
От киберпанка до хоррора: 8 фильмов, где появляется кресло Barcelona
Людвиг Мис ван дер Роэ и Лилли Райх создали кресло Barcelona в 1929 году специально для короля Испании — как предмет, достойный монарха, но выдержанный в духе модернизма. За прошедшее столетие оно только укрепило свои позиции на рынке: сегодня новое кресло стоит от $4795 до $10 995, а за винтажный экземпляр придется заплатить еще больше. Специально для Design Mate автор Telegram-канала всуе Саша Шевченко собрала фильмы, в которых появляется эта икона дизайна XX века.

Кресло Barcelona — участник множества кинематографических миров. Оно появляется в супергеройском кино, киберпанке, социальной сатире, драме, хорроре и корпоративной трагедии. В каждом из этих фильмов и сериалов оно встроено в драматургию кадра: обозначает статус, расставляет акценты, разоблачает иллюзии. Если смотреть кино внимательно, можно заметить, как молчаливые объекты рассказывают о героях не меньше, чем диалоги. В кино Barcelona становится немым символом власти, контроля и престижа. От «Американского психопата» до «Наследников», оно неизменно говорит одно: перед вами человек с деньгами или тот, кто хочет им казаться.
«Тошнит от себя» (Syk pike) Режиссер Кристоффер Боргли, 2022

Фильм о патологической жажде внимания и стремлении любой ценой быть замеченным. В центре истории — девушка, которая готова на радикальные меры ради сострадания окружающих. Ее партнер, молодой художник, мечтает о признании и ворует дизайнерские предметы из магазинов и галерей, чтобы включать их в свои работы, выдавая за концептуальное искусство. На пересечении жалости и тщеславия Боргли создает сатиру на современную культуру самопрезентации и потребления. Кресло Barcelona появляется в кадре во время интервью художника для печатного издания среди других культовых объектов, подчеркивая масштаб и дороговизну его коллекции.
Квартира 7А (Apartment 7A) Режиссер Натали Эрика Джеймс, 2024

Приквел «Ребёнка Розмари», действие которого разворачивается в 1960-х. В центре сюжета — молодая танцовщица, пытающаяся вернуться на сцену после серьезной травмы. Постепенно она втягивается в замкнутое, привилегированное сообщество, которое явно что-то скрывает. В одной из сцен героиня попадает в квартиру театрального режиссера — интерьер сразу говорит о статусе: кресло Barcelona, лампа Arco, каминные аксессуары Жака Шарля. Это пространство — не просто фон, а визуальная метафора власти, контроля и соблазна.
Американский психопат (American Psycho) Режиссер Мэри Хэррон, 2000

В квартире Патрика Бэйтмана все подчинено культу внешнего: идеально отполированные поверхности, белые стены, полное отсутствие личных деталей. В интерьере — кресло Barcelona, стул Hill House Чарльза Макинтоша, больше похожий на арт-объект, чем на мебель, и серия фотографий Men in the Cities Роберта Лонго. Стерильность, где каждый предмет служит подтверждением статуса.
Бугония (Bugonia) Режиссер Йоргос Лантимос, 2025

В фильме Лантимоса каждая деталь кадра работает на атмосферу стерильного абсурда и угрозы. Пространство — стеклянный офис — подчеркивает холодный рационализм мира, в котором действуют герои. На заднем плане — кресла Barcelona, идеально вписанные в корпоративную эстетику: белая кожа, хром, симметрия. Здесь вещи — не про комфорт, а про контроль.
Наследники (Succession) Создатель Джесси Армстронг, 2018

Сериал Джесси Армстронга — хроника медийной империи и ее владельцев, семьи Рой, где борьба за власть, влияние и признание ведется в каждом диалоге. Здесь все подчеркивает иерархию: ландшафты, архитектура и предметы. Кресло Barcelona появляется в сериале как знак статуса и институциональной власти. Первый раз — в комнате, где проходит собрание акционеров: строгий интерьер, рассеянный дневной свет, тяжелые решения. Второй раз — в загородном доме, далеком от офисных переговорных, но не менее выверенном. Здесь кресло вписано в стеклянную гостиную с видом на природу — как напоминание, что от мира власти и капитала не так-то просто укрыться, даже за панорамными окнами.
Девушка, подающая надежды (Promising Young Woman) Режиссер Эмиральд Феннел, 2020

В фильме, разоблачающем культуру безнаказанности и ложной безопасности, каждый интерьер работает как часть высказывания. Кресло Barcelona появляется в кабинете психолога — человека, когда-то воспользовавшегося своим положением. Все в этой комнате будто говорит о доверии и вкусе: симметрия, мягкий свет, культовые предметы, в том числе Red and Blue Chair Геррита Ритвельда и Wassily Chair Марселя Брейера. Но под этой респектабельной оболочкой скрываются насилие, вина и попытка все это спрятать.
Лига справедливости Зака Снайдера (Zack Snyder's Justice League) Режиссер Зак Снайдер, 2021

Людвиг Мис ван дер Роэ известен не только как дизайнер мебели, но и как архитектор. Один из его ключевых проектов — Farnsworth House, шедевр модернизма с полностью стеклянными стенами. Именно в этом доме Зак Снайдер хотел снимать сцены для Justice League, но получить разрешение не удалось. Тогда команда построила точную копию специально для нескольких эпизодов — и демонтировала ее сразу после съемок, чтобы избежать нарушений авторского права. Поэтому появление внутри кресел Barcelona — не просто дань стилю, а архитектурно-драматургическая необходимость. Дом подчеркивает статус Уэйна как миллиардера, перфекциониста и одиночки. Это не просто богатый человек — это человек, который может позволить себе жить в архитектурной цитате.
Трон: Наследие (TRON: Legacy) Режиссер Джозеф Косински, 2010

Продолжение культового киберпанк-фильма 1982 года переносит зрителя в цифровую вселенную. Здесь физический мир превращается в чистую визуальную систему, где архитектура — это и пространство, и персонаж. Жилище Кевина Флинна — почти медитативная капсула: стекло, свет, геометрия. В этом минималистичном интерьере появляются кресла Barcelona — белые, холодные, идеально вписанные в безвременье. Рядом — кресло Имз и лампа Arco, как цитаты из мира, который остался по ту сторону экрана. На фоне цифровых костюмов, неоновых трасс и абстрактных ландшафтов эти культовые предметы дизайна становятся знаком утопического порядка, созданного человеком с ностальгией по материальному.
На обложке: кадр из фильма «Американский психопат» (American Psycho), 2000 (режиссер Мэри Хэррон).