
Q&A: Ник Валентейн
Практика нидерландского дизайнера Ника Валентейна объединяет традиционное ремесло с современным подходом к форме и материалу. Его работы балансируют между грубой эстетикой и детализированной утонченностью, воплощая стремление автора к созданию функциональных, но в то же время привлекательных и игривых объектов.
Расскажи, чем ты занимаешься, в какой технике работаешь?
В основном я работаю с металлом и деревом. Мой подход интуитивен и подразумевает ручную работу — я сам свариваю, вырезаю и формую каждый предмет. Процесс часто начинается без четкого плана: я позволяю материалу определять результат.
Когда ты решил, что будешь заниматься дизайном?
Сколько себя помню, я всегда что-то рисовал и мастерил. После окончания школы я изучал медиадизайн, но вскоре понял, что хочу работать руками. Так я решил поступить в художественную академию — там я изучал дизайн и полностью посвятил себя работе с материалами, экспериментируя на практике. Я окончил академию в 2024 году.
На кого ты учился, и как это отразилось на твоем творчестве?
Я изучал дизайн в академии искусств в Маастрихте, где мог свободно исследовать материалы. Вначале я в основном работал с глиной — это позволяло мне быстро лепить формы вручную, не задумываясь. Позже я применил тот же подход в мастерской по металлу. Мне хотелось создавать более крупные объекты, но при этом по-прежнему работать интуитивно, почти как с глиной: придавая форму вручную, основываясь на ощущениях и набросках, а не на точных измерениях. Эта идея по-прежнему определяет мой подход к работе.
Где ты работаешь над своими проектами?
Я работаю в старом фермерском доме, который постепенно превратил в свою студию. Это тихое место, окруженное полями, с ощущением открытости. Я сам частично перестроил его — сваривая и шлифуя детали, освобождая место для работы. Он не в идеальном состоянии, но именно это мне в нем и нравится. Меня вдохновляет возможность работать в таких условиях — так все остается честным и приземленным. У пространства есть свой собственный ритм, и это тоже влияет на то, как я работаю. Здесь все развивается медленно, вручную и с течением времени.
Какой свой проект ты любишь больше всего?
Работа над моей первой персональной выставкой в галерее ST VINCENTS в Антверпене стала самым значимым проектом на сегодняшний день. Создание нескольких работ для одной сценографии позволила мне исследовать материалы, масштаб и композицию в большей связке друг с другом. Если бы мне пришлось выбирать один предмет, я бы назвал книжный стеллаж Bookshelf из латуни. Он играет с контрастом — резкие полированные поверхности выделяются на фоне глубокой шероховатой патины, а открытые секции меняются в зависимости от освещения.
Какая у тебя цель в творчестве?
Я бы с удовольствием взялся за более масштабные проекты — например, за создание полноценного интерьера или изготовления кухни на заказ. Но самое главное — просто продолжать творить и жить. Это также означает сохранять связь с процессом создания и позволять работе расти вместе со мной.
Какие у тебя хобби, и как они влияют на твою творческую практику?
Мои главные хобби — скетчинг и фотография. Даже вне работы я часто рисую и фиксирую идеи на бумаге. Также я увлекаюсь спортом: движение помогает мне проветрить голову и оставаться бодрым как физически, так и ментально. Это уравновешивает более медленную и сфокусированную энергию, которую я вкладываю в создание предметов.
Какие книги сейчас лежат у тебя на прикроватном столике?
The Creative Act: A Way of Being Рика Рубина — напоминание о том, что нужно доверять процессу и оставаться открытым.
Расскажи про фильм, который ты посмотрел недавно и рекомендуешь.
«Новый Баухаус» (The New Bauhaus) — документальный фильм о жизни и наследии венгерского художника Ласло Мохой-Надя. Это прекрасный портрет дизайнера, который верил в эксперименты, процесс и работу в разных дисциплинах, что перекликается с моими представлениями об акте создания.
Откуда ты узнаешь, что происходит в мире?
Я стараюсь не слишком погружаться во внешний шум, но получаю информацию из нескольких надежных источников. В основном это объемные статьи, журналы или беседы с окружающими меня людьми. Я предпочитаю медленный, более содержательный контент быстрым новостям. Это дает мне возможность думать, а не просто реагировать.
Расскажи что-нибудь, что ты узнал недавно и что тебя поразило.
Недавно я сделал стул из массива дерева по образцу более ранней версии, выполненной из металла. Изгибы и напряжения, которые когда-то формировались под воздействием тепла и давления, были переосмыслены в дереве — материале с более низким сопротивлением. В результате получилась не точная копия, а своего рода эхо. Один и тот же жест, пропущенный через другой материал, выявил нечто новое: более медленное натяжение, более мягкую силу.
Портрет дизайнера на обложке: Nicha Rodboon.