
Команды: как устроено DO buro
DO buro — это творческое объединение архитекторов, созданное в 2019 году выпускниками школы МАРШ Александром Казаченко, Вероникой Давиташвили и Алексеем Агарковым. В рамках регулярной рубрики Design Mate «Команды» они поделились своими любимыми традициями, секретами слаженной совместной работы и мечтами.
Как появилась команда и кто ее основал?
Наша команда появилась в 2019 году. Все началось с того, что мы решили подать заявку на конкурс Garage Screen. Заявка получилась не самой удачной, но именно тогда мы придумали название и начали формулировать приоритеты. Потом появился офис — этот момент можно считать точкой отсчета DO buro.
Каким был ваш самый первый командный проект?
Сложно назвать один — нас трое, и поначалу мы работали параллельно над разными задачами. Возможно, самым первым полноценным общим проектом была квартира, но ничего особенно яркого в ней не было. Мы еще не совсем понимали, что делаем, и пробовали себя в разных ролях.


Офис бюро на Патриарших прудах — новогодняя вечеринка
Где вы работаете? Какую роль в практике бюро играет место?
Сейчас у нас очень приятный офис. Вероника давно его приметила — проходила мимо каждый день и думала, как было бы здорово там работать. В какой-то момент стало видно, что пространство освобождается, и как раз тогда мы искали новое место. Для нас это почти дом — идеальное пространство, особенно для мастерской.
Как устроена ваша команда? Кто за что отвечает?
У нас три главных архитектора — три ГАПа. Каждый из нас одновременно руководитель, менеджер, бухгалтер и юрист. У каждого есть свой проект и команда, которую он подбирает. Некоторые сотрудники работают на два проекта. Мы делим между собой административные функции — финансы, соцсети, внутренние процессы — и стараемся распределять задачи адресно. У нас есть архитекторы, визуализаторы, дизайнеры интерьера, а также удаленные специалисты. Структура, в целом, стандартная — отличие заключается в том, как мы взаимодействуем внутри.

Алексей Агарков, Александр Казаченко и Вероника Давиташвили, 2021 год
Как выглядит ваш день: чем живет офис?
Мы стараемся структурировать деятельность. Постоянно участвуем в выставках, воркшопах, стажировках — выезды, сборы, подготовки. Например, недавно половина команды ездила на фестиваль «Архстояние Детское», поэтому в офисе кипела работа: собирались материалы и заготовки.
Один из любимых случаев: в день воркшопа в Центре «Зотов» к нам вышла новая сотрудница, а мы опоздали. Она сидела в офисе, а мы — «Привет! Поехали резать макеты студентам!» Она не ожидала, что так начнется ее первый день, но, кажется, в итоге ей понравилось!
Мы также проводим брейнштормы, ретроспективы, отмечаем праздники. Брейнштормы — чтобы сонастроиться с заказчиком. Ретроспективы — чтобы команда росла не только поодиночке, но и как одно целое.

Воркшоп детской архитектурной студии DO kids в A-House
В чем вы — лучшие?
Наверное, в тушении пожаров. Не хочется этим гордиться, но справляемся с авралами и дедлайнами мы очень хорошо. Умеем делать все в последний момент и успевать.
Какие у вас есть ритуалы, шутки, традиции?
Например, в день рождения Саши его жена каждый раз устраивает ему сюрприз. Мы заранее знаем, что он исчезнет, и освобождаем ему время. Есть еще день рождения бюро — стараемся отмечать, хотя пятилетие недавно пропустили.

Лекция о дереве в архитектуре в рамках выставки Mosbuild
Какие качества вы больше всего цените друг в друге?
Нам удалось договориться — не словами, а делом, — что у всех может быть свое мнение, и оно не обязано совпадать с видением остальных. Никто не тянет одеяло, не давит, а решения каждого из нас по умолчанию поддерживаются. Это помогает уживаться и развиваться вместе.
Каким проектом особенно гордитесь и почему?
Трудно выбрать один. Есть те, что были преодолением, победой, неожиданным успехом. Например, проект общественного центра «Прокшино» был тяжелым, мы работали в коллаборации с другим бюро, с которым до этого не имели опыта сотрудничества. Было трудно, особенно в коммуникации, но в конце случился рывок — и проект победил. Мы были в шоке, но гордились собой.

Проект общественного центра «Прокшино»
Как часто открываются вакансии в бюро? Ищете ли вы кого-то сейчас?
Да, вакансии открываются часто. Мы перманентно ищем людей, потому что сильная команда — это больше проектов. Чем мы увереннее в себе, тем меньше аутсорса, и тем мы конкурентнее. Мы ищем соулмейтов: у нас маленькое бюро, и с этими людьми мы проводим больше времени, чем с семьей. Нужна честность, открытость, отсутствие пассивной агрессии.
Какие качества важны, чтобы стать частью вашей команды?
Открытость, честность, готовность учиться. Инициативность, способность мыслить самостоятельно, не ждать четких инструкций. Смелость начать с чистого листа и не бояться ошибок.
О чем вы мечтаете как команда?
Мечтаем о самодостаточной команде, внутри которой есть все нужные специалисты. Сейчас нам все еще нужна внешняя помощь, но хочется стабильной, эффективной, внутренне слаженной структуры.


Тизер нового проекта бюро — бани в историческом здании в Москве
Что для вас архитектура?
Недавно обсуждали, что многие идут в архитектуру как в «творческую профессию с зарплатой». Это большое заблуждение. В архитектуре творческое — только то, что архитектор сам привносит. Работа — сухая, структурная, почти бухгалтерская. Да, она креативная, но в основном математическая. Это важно понимать. Архитектура — на грани между искусством и инженерией, и эту грань нельзя игнорировать.
Все фотографии предоставлены DO buro.