
Патина времени: как старые материалы создают новые смыслы в ландшафтном дизайне
Внимание к истории и «памяти места» — одна из ключевых тенденций последних лет. Большинство ведущих архитекторов, дизайнеров, урбанистов и градостроителей создают проекты новых пространств, опираясь на культурный контекст и идентичность места, вкладывая в них новые смыслы, но сохраняя отсылки к историческим фактам и событиям. Один из методов такой продуманной и деликатной работы — повторное использование материалов, готовых предметов, архитектурных конструкций и целых зданий. О том, как обращение к истории помогает создавать уникальные ландшафтные проекты, мы узнали у Дмитрия Онищенко, ведущего ландшафтного архитектора ALD Landscapes.
Дмитрий Онищенко ведущий ландшафтный архитектор частных объектов премиального уровня бюро ALD Landscapes
Инновации и историчность
В современной ландшафтной архитектуре мы можем наблюдать сочетание двух противоположных, но при этом гармонично сосуществующих трендов. С одной стороны — технологичность, где каждый элемент продуман до миллиметра, где умные системы полива работают в автоматическом режиме, а освещение подстраивается под настроение владельца. С другой — историческая аутентичность, где каждый камень хранит память прошлых эпох, а кованые элементы, фрагменты старинных балюстрад, фонарей и ворот рассказывают истории своими художественными узорами. Подобный подход выходит за рамки эстетики «ретро» — это философия обращения с прошлым как с ценным ресурсом и источником глубины.
В последнее время в своей работе мы действительно замечаем, как тенденция использования материалов, имеющих исторический контекст, звучит все чаще из уст заказчика. Эта связь с прошлым обычно прослеживается на разных уровнях проекта, начиная с архитектуры.
Архитектурные детали
К сожалению, здания прошлых веков, будь то дореволюционные особняки, бывшие заводские цеха или деревенские дома с вековыми хозяйственными постройками, не всегда выживают в борьбе за место в географии новых, активно растущих и развивающихся городов. Однако даже если обветшалое здание приходится сносить, от него остаются сами материалы, которые подчас имеют самостоятельную ценность. Отслужившие свое деревянные перекрытия, чугунные печи, ржавые металлические перила, утратившие целостность мозаики, колотая плитка, гранитные ступени лестниц — все это хранит в себе память места и времени, а после нехитрых реставрационных процедур может быть использовано вновь.

Фото: Peter Kraayvange, pixabay.com
Например, сейчас нередко для проектов подбирается старинный облицовочный или строительный кирпич XVIII–XX веков. Особенно ценны экземпляры с клеймами мануфактур, которые производили его вручную. Такой материал может быть даже прочнее современных аналогов благодаря особой дореволюционной технологии производства, а обожженные торцы или выщербины лишь придают ему очарование в глазах ценителей. Кованые решетки превращаются в перголы и вертикальные опоры для растений, потемневшие от времени балки — в уникальную скамью, а выжившая в пожаре декоративная решетка становится тем самым артефактом, который удерживает связь пространства с его прошлым.
От здания к ландшафту
Поскольку ландшафт и архитектура неразрывно связаны между собой, мы очень внимательно относимся к тому, какие идеи и смыслообразующие решения закладывает в проект архитектор. Для нас это может стать отправной точкой в формирования концепции ландшафтного проекта. Поэтому некоторые материалы, фактуры и архитектурные приемы мы переносим в сад, создавая целостный гармоничный образ всего пространства. Мы прислушиваемся к заказчику и предлагаем варианты, которые смогут решить все задачи проекта и создать нужную атмосферу.
В нашей практике особенно запомнился объект, расположенный в южном регионе России, где заказчик подошел к созданию своего дома и сада с желанием воспроизвести дух места, сохранить его аутентичность. Исторический камень стал одним из важных элементов всего проекта. Специально для отделки дома были использованы материалы из заброшенных старинных построек, чьи стены хранили память прошлых поколений. Заказчик стремился передать не просто внешний облик, а сам дух региона, его характер и особенности. Это был не просто декоративный прием, а осознанный выбор в пользу сохранения исторической памяти. Ландшафт органично продолжил начатую архитектурную идею: природный камень нашел свое применение не только в отделке дома, но и в создании элементов сада, дорожек и декоративных композиций.

Фото: Oregongal, pixabay.com
Сложности и ограничения
При этом нельзя не отметить, что работа с винтажными и старинными материалами сопряжена с рядом сложностей, а потому требует большого опыта и аккуратности в работе. Среди причин, почему не все ландшафтные архитекторы любят работать с такими материалами, можно выделить следующие.
- Поиск и логистика. Старинные материалы сложно стандартизировать. Требуется время на их поиск, сортировку, доставку, поэтому нередко приходится адаптировать проект под реальное наличие того или иного элемента, а не наоборот. Например, в одном из проектов мы создавали японский сад. Заказчик хотел, чтобы в нем была настоящая японская беседка — аутентичный элемент, который бы усилил атмосферу и образ Японии. После долгих и непростых поисков мы все-таки нашли и выкупили старинную беседку в Японии, аккуратно перевезли все детали в Россию и собрали ее заново, сохранив первоначальный вид и характер. Конечно, это потребовало больше усилий, чем создание аналогичного объекта на месте, но результат точно стоил того.
- Состояние и безопасность. Не каждый исторический кирпич или деревянная балка пригодны для повторного использования. Требуется специальная диагностика, консервация, проверка на прочность. Иногда приходится монтировать старинные элементы на современные основания, и это тоже сопряжено с рядом тонкостей: выбор специальных растворов, обработка мест контакта и подгонка деталей.
- Совмещение с новыми технологиями и материалами. Работа с неровным, не всегда стандартным и стабильным материалом требует особого подхода. Не каждый подрядчик сможет адекватно интегрировать «живую» старину в систему современных инженерных решений, будь то освещение, дренажные и оросительные системы или просто монтаж малых архитектурных форм.

Фото: artyangel, pixabay.com
В одном из проектов заказчик мечтал о настоящей оранжерее из кованого железа и стекла в викторианском стиле. Мы нашли идеальное решение в Бельгии — старинную металлическую оранжерею, которую мы разобрали и перевезли в Россию. Однако стекло нам пришлось заменить на современное российское, более приспособленное к нашим климатическим особенностям, сохранив при этом оригинальный металлический каркас.
Итоговое решение касательно использования исторических материалов все-таки зависит от заказчика. Если концептуально это важно, мы всегда готовы решить даже технически сложную задачу. Но иногда приходится искать альтернативные решения, поскольку подобные материалы нередко стоят намного дороже современных, а на их поиск может потребоваться очень много времени. Тем более что российский рынок не богат такими предложениями.
Доступность и логистика
Во многих европейских странах существуют банки переиспользуемых материалов: там можно купить, например, кирпич XIX века с разобранной фабрики в Лионе или дубовые перекрытия из старинного прусского дома. В России такие практики только зарождаются, но интерес к ним уже заметен — особенно среди архитекторов, работающих в нише частных ландшафтов, культурных пространств, реконструкций старинных усадеб или парков.

Фото: viarami, pixabay.com
Иногда такие сполии могут стать настоящим смысловым ядром, вокруг которого выстраивается весь проект. Например, в Италии можно наблюдать ситуацию, когда постаменты от утраченных античных скульптур используются в садах и парках для установки на них произведений искусства других эпох. Так садовые террасы на Вилле Медичи во Фьезоле и Сад Боболи во Флоренции включают древние пьедесталы и колонны, на которые помещены работы мастеров эпохи Возрождения, воспроизводящие идеалы античности.
Или же наоборот, фрагменты некогда больших скульптурных композиций и архитектурного убранства древнеримского времени становятся частью современных городских пространств. Например, садовый фонтан во дворе церкви Святой Цецилии в Риме состоит из античного мраморного кантароса на современном постаменте с надписью в соответствующем стиле: «Antonivs Mvnoz. Romanvs. Me fecit» — «Антонио Муньос, римлянин, сделал меня». И правда сделал, только в 1929 году.
Несмотря на все очевидные плюсы интеграции исторических материалов, стоит помнить, что при обращении к европейским поставщикам могут возникнуть сложности в коммуникации и логистике. Это, в свою очередь, может повлиять на сроки реализации всего ландшафтного проекта, и не всегда такие риски оказываются оправданными.

Фото: PublicDomainPictures, pixabay.com
На стыке прошлого и будущего
В любом случае, в современном ландшафтном проекте всегда есть место и для инноваций, и для традиций. Главное — найти правильное соотношение, которое будет отвечать потребностям и желаниям каждого конкретного пространства и его владельца.Использование материалов с историей — это не просто прием, а стратегический жест. Он предполагает уважение к прошлому, стремление к устойчивому будущему и понимание ландшафта как особого культурного пространства со своими законами. В этом подходе есть и архитектурная честность, и поэтичность, и глубокий профессиональный вызов, что делает его особенно актуальным для специалистов, стремящихся выйти за рамки стандарта и сделать каждый проект по-настоящему уникальным.
Фото на обложке: Tho-Ge, сервис pixabay.com.