
Жюри G8 Creative Awards о тонкостях оценки архитектурных проектов и конкурсах как способе саморефлексии
До 15 августа открыт прием заявок на G8 Creative Awards — конкурс фестиваля G8, который каждый год объединяет представителей креативных индустрий на одной площадке. С помощью премии команда стремится расширять границы творческой экономики, подсвечивая оригинальные работы опытных практиков и молодых талантов. Одна из номинаций конкурса посвящена архитектуре: мы решили узнать у членов жюри, какие проекты они ожидают увидеть, возможно ли оценить архитектурный объект по картинке и на что участникам стоит обратить внимание при подаче заявки.
Юля Каптур куратор проекта «Софт Культура»Fragments
Мне хочется увидеть цельные и сильные проекты с вдумчивыми концепциями и высокими эстетическими качествами. Я люблю истории, которые можно считывать из проекта — когда это не набор формальных иллюстраций в духе «план‑фасад‑разрез», а что‑то большее. Это сложно свести к конкретным смыслам: иногда это атмосфера, которая передается в картинках, иногда — настоящая история, описанная в тексте, рассказ о том, почему были выбраны именно такие решения, а не другие.
Еще я всегда обращаю внимание на детали — фрагменты фасадов или интерьеров: они иногда говорят о проекте звонче, чем остальные картинки.
Актуальную архитектуру легко определить визуально. Независимо от того, будут это рендеры или фото реализованного проекта, есть материалы, которые выглядят современно, и те, которые как будто опоздали лет на 20-30. И такие, кстати, не только не побеждают в конкурсах, но и редко отбираются для публикации в медиа.

Пространство «Молодых взрослых», проект бюро «Дружба» и «Драконопроект». Победитель G8 Creative Awards 2024. Фото: Аня Тодич
Мне кажется важным, чтобы картинки передавали максимум информации и не повторяли одни и те же сюжеты, показывали разные стороны проекта (например, фасады, детали и фрагменты интерьера, с людьми или без, с разными сценариями жизни). И, конечно, не стоит недооценивать тексты — они могут дополнить визуальный рассказ и дать ту информацию, которую не передать в картинках: истории о проекте, сроки реализации, информацию о материалах.
Важно обращать внимание на качество визуальных материалов — рендеров или фотографий. Они составляют основное впечатление, и даже самый крутой и масштабный проект легко испортить плохим качеством картинок. Я бы советовала избегать слишком объемной и громоздкой подачи — лучше всего отобрать самые любимые изображения и составить краткий, лаконичный текст. Особенно важно выбрать те изображения, которые будут идти в самом начале — именно они составят первое впечатление о проекте. Название должно быть простым и понятным. Описание проекта не должно повторять пояснительную записку — пусть текст будет коротким, но осмысленным, и ответит на самые простые вопросы: что это за проект, для кого он был сделан и почему он именно такой?

Мечеть в Альметьевске, проект RAUM и The ViEW. Победитель G8 Creative Awards 2024. Фото: Даниил Анненков
Конкурсы — это классный повод привести проекты в презентабельный вид: составить тексты, собрать фото или обновить проектные материалы. Даже если победы не будет, это хороший инструмент для того, чтобы взглянуть на собственные работы со стороны и увидеть их в сравнении с другими. И, конечно, это тоже вид публичной активности и способ сделать свою работу более заметной для зрителей.
Иван Федянин дизайнер освещения, партнер L1GROUPПро свет
Очень важно, чтобы проекты были продуманы до мелочей и показывали не только красивую картинку, но и решение некоторых социально значимых задач и функций в том месте, для которого они созданы. Хочется увидеть нестандартные решения, которые привносят реальные улучшения в среду.
Сегодня архитектура, в частности, в Москве, получила сильное развитие благодаря девелопменту и городским заказам. Очень здорово наблюдать, когда архитекторы, создавая даже небольшие проекты, локально в разы меняют ситуацию конкретной территории к лучшему. Не за счет использования дорогостоящих материалов или впечатляющих решений, а благодаря большой идее, продуманным функциональным сценариям, срежисированности пространства и архитектурной мысли, которая заложена в проект. Как в архитектуре, так и в световом дизайне главенствующий подход — это человекоориентированность и практичность решений. Эстетика становится органичным продолжением функции, если проект продуман качественно.
Оценить проект только по картинке невозможно. По ней можно понять лишь визуальную часть определенного ракурса проекта, но это, как правило, не дает полного представления об архитектурном замысле. Про него нужно читать, чтобы подробнее узнать о тех идеях, которые автор вложил в концепцию.
Полезно также подкреплять работу сопровождающим видео.

MOX BUREAU, проект KOZEEN + RUEDA. Победитель G8 Creative Awards 2023. Фото: Варвара Топленникова
Я не считаю, что участникам нужно чего-то избегать или не избегать. Именно в этой свободе максимально подробно подать свою идею без ограничений и состоит интерес конкурса. Каждый участник может сформулировать свою заявку в том виде, который наиболее ясно отражает его сильные стороны, авторский почерк и манеру подачи.
Любой конкурс — это своего рода тренировка абсолютно реального процесса в профессии. Это близко к жизненному сценарию, когда ты должен в ограниченные сроки и с небольшими ресурсами решить важную задачу и суметь подать свою идею другому человеку, будь то потенциальный заказчик, члены собственной команды или жюри конкурса.
Наталья Сидорова архитектор и сооснователь архитектурной группы DNK agDNK ag
Среди конкурсных работ хочется увидеть осмысленные, со всех точек зрения, проекты. Такие, которые отвечают принципам «польза, прочность, красота» (возможно, звучит банально, но их никто не отменял), а не просто рассчитанные на визуальный эффект. В самом проекте, конечно, важна идея — если она есть, то обычно это сразу считывается. Если проект действительно хороший и убедительный, то его детали и решения являются дополнением к основной теме и направлены на ее раскрытие.

Павильон «AТОМ», проект UNK project. Победитель G8 Creative Awards 2023. Фото: UNK project
В целом, в архитектуре важен вневременной подход — и к формам, и к материалам. Безусловно, решения должны быть оригинальны. Если они бездумно скопированы в угоду модным течениям, то быстро потеряют свою актуальность. Надо учитывать все более ускоряющийся ритм времени и перемен.
Важно закладывать решения, которые создают устойчивый «каркас» проекта, но позволяют ему гибко реагировать на изменение функции.
Все, что взаимодействует с пространством, достаточно сложно оценивать только по картинкам: очень часто представления, которое ты получаешь от изображения и реального видения и взаимодействия с объектом, расходятся. Более того, многие выдающиеся архитектурные объекты нельзя назвать «фотогеничными», потому что они не только про визуальное восприятие. Тем не менее я уверена, что мой личный и профессиональный опыт, связанный с проектированием, преподаванием, путешествиями, позволит адекватно оценить работы конкурсантов и выявить их потенциал.

Hilltop Wings, проект DO buro. Победитель G8 Creative Awards 2024
Основной совет, который я бы дала конкурсантам — использовать минимум выверенного материала с максимальной отдачей. Каждое изображение, каждое описание в заявке должно доносить ключевую идею проекта, его главный посыл. Участие в любом подобном конкурсе — это тоже своеобразный проект, связанный со многими процессами: выбор объекта, способ его подачи и защиты. Зачастую конкурс позволяет посмотреть на проект новыми глазами, переосмыслить его и расставить новые акценты — это может оказаться очень важным для будущих работ автора.
На обложке: спортивно-оздоровительный комплекс для ФК «Краснодар», проект RYMAR.STUDIO. Победитель G8 Creative Awards 2024. Фото: RYMAR.STUDIO.