Искусство как семейная история: что смотреть на выставке «Между Парижем и Москвой. Александра Кольцова-Бычкова и Сергей Кольцов»
Искусство как семейная история: что смотреть на выставке «Между Парижем и Москвой. Александра Кольцова-Бычкова и Сергей Кольцов»
В Музее Москвы открыта выставка «Между Парижем и Москвой. Александра Кольцова-Бычкова и Сергей Кольцов». Будучи семейной парой, художники не работали в дуэте — и, тем не менее, естественным образом влияли на практику друг друга. Куратор экспозиции Ксения Гусева предлагает зрителям погрузиться в жизненный контекст и профессиональный путь двух героев, в том числе чтобы открыть для себя всё искусство ХХ века под другим углом. Рассказываем, что можно увидеть на выставке до 24 августа.
Искусствовед, историк моды и искусства текстиля Ксения Гусева начала изучать фигуру Александры Кольцовой-Бычковой несколько лет назад: впервые с ее работами она столкнулась во время исследования текстильных советских производств и художественных мастерских при них. По словам Ксении, созданные художницей рисунки для тканей кардинально отличались от работ ее коллег — в них можно заметить отсылки к стилю ар-деко, а их тонкая колористическая гамма построена на сложных оттенках изумрудного, лазурного, фиолетового, оранжевого.
Хотя Александра Кольцова-Бычкова работала как независимая художница, в рамках выставки в Музее Москвы ее творчество впервые показано в связке с произведениями ее мужа, Сергея Кольцова. «Александра была известна прежде всего как мастер декоративно-прикладных искусств и живописи, Сергей — как монументалист-скульптор. Тем не менее, будучи супругами, они очевидно находились в общих рассуждениях о том, какое место должен занимать художник в столь непростой XX век и в каких именно направлениях они могут и хотят действовать», — объясняет куратор.
Основу выставки составляют две творческие ретроспективы, которые то пересекаются друг с другом, то расходятся в разные стороны. Такой подход дает посетителям возможность погрузиться в творчество одного из авторов и в то же время обнаружить для себя неожиданные соприкосновения в их наследии.
Избранные работы
Парад инвалидов Сергей Кольцов, 1933
Драматичное полотно «Парад инвалидов» — одна из работ, созданных Кольцовым для выставки-отчета по итогам своей двухгодичной командировки в Париж. Как и другие произведения, писать картину он начал еще в столице Франции, после чего вносил финальные доработки уже в Москве, экспериментируя с техниками и жанрами. «Парад инвалидов» — единственная крупноформатная живописная работа Сергея Кольцова парижского периода — изображает марш ветеранов в ежегодный День памяти 11 ноября.
Семейная картинка Александра Кольцова-Бычкова, 1955
На протяжении своей творческой карьеры художница редко обращалась к жанру портрета — в основном героями становились только самые близкие люди из ее окружения. Тем ценнее работа «Семейная картинка», на которой Александра Кольцова-Бычкова изобразила себя с матерью, племянницей Мариной и ее сыном Андреем. При этом за сходство фигур с реальными людьми отвечают не столько заметные черты лица, сколько характерные силуэты платьев и рисунки тканей.
Розы в синей вазе Эскиз для вышивального панноАлександра Кольцова-Бычкова, 1927 (1924?)
Значимое место в практике Кольцовой-Бычковой занимало создание эскизов для вышивок. В своем творчестве художница активно популяризировала декоративно-прикладное направление: по ее мнению, панно, созданное с помощью вышивки и аппликации из тканей, не уступает по колористическим и выразительным возможностям классической живописи.
Две парижанки на фоне Эйфелевой башни Александра Кольцова-Бычкова, 1931
Творчество и Сергея Кольцова, и Александры Кольцовой-Бычковой было неразрывно связано с двумя главными городами в их жизни — Москвой и Парижем. В последнем супруги провели несколько лет в командировке, и именно французская столица стала местом их самоопределения как художников. В своих работах того периода оба художника часто фиксировали окружающую их повседневность, при этом манера изображения различалась. Так, в работе «Две парижанки на фоне Эйфелевой башни» проявляется характерный почерк художницы, в творчестве которой Париж предстает прежде всего ночным и светским.
Шляпка Александра Кольцова-Бычкова, 1920-е
Одним из главных фокусов в творчестве Кольцовой-Бычковой оставалась вышивка. Так, в первые советские десятилетия она занималась тем, что украшала авторской вышивкой принесенные горожанами повседневные вещи — шляпки, перчатки, ридикюли, наволочки и скатерти. Художница разделяла идею создания не только эстетически привлекательных, но и практичных изделий — в частности, она симпатизировала тенденции в искусстве на интерес к быту человека. Хотя Кольцова-Бычкова практически перестала заниматься вышивкой после возвращения из Парижа в Москву, это направление отразилось и на ее живописных работах.
Ксения Гусеваискусствовед, историк моды и искусства текстиля, куратор Музея МосквыВыставка — не классический пример ретроспективной экспозиции, а, скорее, эксперимент. Она представляет собой путешествие по жизни двух художников, где личное (даже семейное) измерение соседствует с профессиональным. Мне нравится сравнивать посещение нашей выставки с просмотром кинофильма, так как в ее основе лежит история жизни двух художников, чьи пути переплелись. Такое решение, как мне кажется, позволяет приблизить к себе наших героев (которые малоизвестны современному зрителю) и посмотреть на их творческое наследие под новым ракурсом.
Все фотографии предоставлены пресс-службой выставки.