
Японская архитектура будущего: впечатления от Expo 2025 в Осаке с точки зрения архитектурной застройки
В 1970 году Всемирная выставка впервые прошла на Востоке — в Осаке. Тогда ее тема звучала как «Прогресс и гармония для человечества». Спустя 55 лет она снова вернулась в японский мегаполис в поисках решения все той же проблемы — как построить общество будущего для лучшей жизни. На выставке недавно побывала основательница архитектурно-дизайнерского холдинга BURO ALL Елена Антонова, которая осталась под впечатлением от того, как японцы переосмыслили понятие выставочной архитектуры. Почему событие оказалось не просто демонстрацией технологий, а манифестом о том, как здания могут жить, дышать и взаимодействовать с людьми, она рассказала в дневниках для Design Mate.
Елена Антонова основательница архитектурно-дизайнерского холдинга BURO ALL
Кольцо как символ единства
Первое, что поражает на Expo — гигантское кольцо, парящее над всем выставочным комплексом. Деревянная конструкция длиной 2 км, спроектированная японским архитектором Су Фудзимото, занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Посетители могут подняться на прогулочную дорожку Ring Skywalk, откуда, с 20-метровой высоты, открывается вид на павильоны. В самой высокой точке виден не только весь экспо-парк, но и панорама Осаки, залив, а в хорошую погоду — даже мост Акаси-Кайкё.
Grand Ring, Cу Фудзимото
Конструкцию поддерживают деревянные колонны — демонстрация мастерства японских строителей, а наземная дорожка Ring Ground Walk не только ведет гостей вокруг сооружения, но и защищает от дождя и солнца. Замкнув внутри павильоны 158 стран, кольцо дает свой ответ на главную тему выставки — «единство в разнообразии». Но самое важное — после завершения выставки эту конструкцию полностью разберут и переработают. Вот она, философия mottainai (уважение к ресурсам) в действии.

Grand Ring, Cу Фудзимото
Архитектура: избранные объекты
Павильон Better Co-Being стал для меня настоящим откровением. Он расположен в самом центре экспозиции, в «Лесу Тишины» — пространстве для «резонанса» между людьми, между человеком и миром, между настоящим и будущим. Представьте здание без стен и крыши, которое буквально «дышит» вместе с посетителями. Когда вы приближаетесь, конструкция меняет форму, реагируя на ваше присутствие. Это кинетическая архитектура — живая, отзывчивая, почти одушевленная.

Павильон Better Co-Being
Проект придуман профессором Мията Хироаки из Университета Кэйо и реализован знаменитым японским архитектурным бюро SANAA (Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава). Бродя по этому удивительному пространству, я с сожалением думала о том, что реконструкция здания «Шестигранник», входящего в музейный комплекс «Гараж» в Парке Горького, за которую должно было отвечать бюро SANAA, не состоится.

Павильон Blue Ocean Dome, Шигеру Бан
Многие архитекторы национальных павильонов отказались от прямоугольных коробок в пользу плавных очертаний, круглых и сферических форм. Один из ярких примеров — павильон Швейцарии, представляющий собой шесть белых сфер, обвитых растениями. Любопытно, что вес внешней оболочки из новейшего материала составляет всего несколько сотен килограммов. Подобную идею использовал и японский архитектор Шигеру Бан в павильоне из белых полусфер, посвященном океанам. Азербайджанский павильон «Семь мостов к устойчивости» представляет собой семь величественных арок, которые не просто красивы — каждая символизирует один из культурных аспектов страны. Внутри 360-градусная проекция погружает в нарратив, где посетитель становится частью истории.

Павильон Азербайджана

Павильон ОАЭ
Павильон Объединенных Арабских Эмиратов, хоть и заключен в стеклянный куб, но воплощает принципы биомимикрии. Его центральный элемент — 90 колонн, созданных из переработанных сельскохозяйственных отходов. Их форма повторяет силуэт финиковых пальм, которые в культуре ОАЭ символизируют устойчивость и щедрость. Лес 16-метровых колонн устремлен к зеркальному потолку, отражающему свет и создающему иллюзию простора и бесконечности.
Павильон Португалии, как и Катара, спроектировал японский архитектор Кенго Кума, автор недавно открывшегося нового корпуса музея Гульбенкяна в Лиссабоне и проекта реконструкции здания скотобоен в Порту, которые превратятся в культурный центр. Архитектор воплотил морскую душу страны через необычное решение: тысячи сплетенных канатов образуют воздушную, полупрозрачную конструкцию. Это динамичное сооружение не просто отдает дань многовековым мореходным традициям, но и создает уникальные визуальные эффекты.


Павильон Португалии
Такое архитектурное решение превращает павильон в живой организм, где каждая деталь рассказывает о глубокой связи португальцев с океаном, их истории и культурной идентичности, выраженной через современные формы и материалы. Также Кенго Кума спроектировал павильон Катара, где под куполом, напоминающем паруса традиционной лодки доу, скрывается деревянный каркас, выполненный в традиционной японской технике кигуми. Окруженный водой, он кажется плывущим в океане.
Авторский павильон null2, или Нурунуру (японское понятие, обозначающее текучесть), созданный доцентом Университета Цукуба и медиахудожником Отиаи Ёити, исследует концепцию «полировки жизни» через игру отражений. Его фасад почти полностью покрыт уникальной зеркальной мембраной, которая искажает окружающий пейзаж — здания, деревья и облака словно растворяются в плавных волнах, создавая иллюзию вечного движения.

Павильон null2
Внутри павильон превращается в интерактивный театр: стены здесь — это гигантские LED-экраны с зеркальной поверхностью. Посетители могут загрузить в специальное приложение свои данные, и система на основе их силуэта сгенерирует персонального аватара. Этот цифровой двойник не только отвечает на вопросы, используя ИИ, но и учится у своего «прототипа» — анализирует речь, мимику и даже интонации, чтобы со временем вести диалог почти неотличимо от реального человека. В BURO ALL мы активно работаем с подобными технологиями, интегрируя digital-решения в современные интерьеры. Будущее пространственного дизайна — именно за таким гармоничным сочетанием физического и цифрового миров, и павильон null2 — прекрасное подтверждение этому.


Павильон NTT
Японский лидер связи NTT создал необычный «Павильон путешествий во времени и пространстве», где архитектура буквально оживает от эмоций посетителей. Внешние стены здания покрыты особым нитевидным занавесом, который колышется не только от ветра — специальный ИИ анализирует улыбки гостей и заставляет ткань двигаться в ответ, превращая фасад в гигантский «индикатор настроения». Главный технологический экспонат — революционная платформа IOWN, которую компания планирует запустить к 2030 году. Этот амбициозный проект сетевой инфраструктуры нового поколения призван создавать интуитивные и эмоциональные способы взаимодействия пользователей с цифровым миром. Павильон NTT визуально выражает, как цифровые технологии будущего смогут стирать границы между физической и виртуальной реальностью, позволяя людям по-настоящему делиться своими эмоциями и ощущениями на расстоянии.
При всем восхищении, должна признать — революционных идей было меньше, чем ожидалось. Многие решения оказались скорее эволюцией известных приемов. Зеркальные фасады, деревянные конструкции — все это мы видели раньше. Павильон с гигантским LED-экраном впечатлял техническим воплощением, но концептуально не предлагал ничего нового для урбанистики.
Главный урок Expo 2025: sustainable-архитектура — это не про дорогие эко-материалы, а про философию отношения к ресурсам и пространству. 80% павильонов в Осаке спроектированы для полного демонтажа и повторного использования. Этот подход особенно актуален для наших временных сооружений. У японских архитекторов, которые ожидаемо выступили на площадке Expo ярче всех, стоит поучиться подходу к переосмыслению традиций. Они демонстрируют, как древние техники, вроде обжига дерева, могут работать в современных зданиях.
Expo 2025 напомнила: архитектура будущего — это не только технологии, но и умение создавать пространства, которые живут вместе с людьми — чувствуют, реагируют и адаптируются. И главное — пространства, которые, отвечая на главную тему выставки, создают новые возможности для развития человечества.
На обложке: Павильон null2. Все фотографии предоставлены Еленой Антоновой.