
Чтобы использовать ИИ, нужен интеллект: необходимые компетенции для успеха в креативных индустриях
Нейросети уже умеют генерировать картинки, тексты и даже музыку — но значит ли это, что они могут заменить творца? Как представители разных поколений используют ИИ в работе? Какие системные изменения происходят в творческих профессиях — и как к ним адаптироваться? Об этом, а также о мифе «голодного художника», лидерстве без директив и подмене понятия выгорания директор университета креативных индустрий Universal University Мария Ситковская рассуждает в авторской колонке для Design Mate.
Мария Ситковская директор университета креативных индустрий Universal University
«Голодный художник» — миф или реальность?
Миф о «бедном творце» вырос из идеи, что художник должен страдать ради искусства. Эту установку унаследовало и поколение моих родителей, кому сейчас за 70. В их время любая творческая профессия редко ассоциировалась с финансовой стабильностью: экономическая реальность была совсем иной. Мы — поколение современных родителей, чьи дети уже подрастают, — рассматриваем креативные индустрии как полноценные профессии, а не как хобби или альтернативу «настоящей работе». Статистика тоже опровергает миф о голодном художнике: по данным исследований, специалисты креативных индустрий в среднем зарабатывают на 42% больше представителей других профессий в стране.
Так что сегодня в России быть в творческой профессии отнюдь не значит быть бедным. Креативные индустрии — значимая часть экономики: к концу 2024 года их доля в российском ВВП составляла 4,1%, или 7,5 трлн рублей. Важно, что этот процент растет, а креативный класс системно влияет не только на культуру нашей повседневности, но и вносит ощутимый вклад в экономику страны. Стоит понимать, что к креативным индустриям относятся не только дизайн, мода или музыка, но ИТ, маркетинг, медиа, урбанистика и многие другие сферы.

ДОД высшего образования
ИИ как спарринг-партнер, а не замена творца
Я не отношусь к технократам. Технологии действительно меняют нашу жизнь, но вот насколько глубоко и в каком направлении — зависит исключительно от нас самих. Все сводится к выбору: используем ли мы искусственный интеллект как инструмент, развивающий нас, или позволяем ему заменить наше стремление к самореализации. Если ты отдаешь ИИ не конкретную задачу, а весь творческий процесс — ты, по сути, отказываешься от своей субъектности, своей роли как творца. Применять ИИ в профессии можно и нужно — вопрос в том, как это делать. На мой взгляд, специалист креативных индустрий должен знать о возможностях технологий, уметь их применять для реализации своего замысла, а не соглашаться только на компиляцию готовых решений.

Московская школа кино
Чтобы использовать искусственный интеллект, нужен интеллект. Мы уже убедились: какой запрос — такой и результат. Проблема текущего состояния индустрии в том, что многие до сих пор не умеют точно формулировать суть, поставить корректно задачу, и теперь ИИ лишь обостряет эти дефициты.
Чем шире кругозор, глубже понимание контекста, тоньше чувствительность к нюансам — тем сильнее ты работаешь и сам по себе, и с машиной.
ИИ не заменяет критическое мышление, междисциплинарный подход, креативность. Исследования подтверждают: именно эти навыки сегодня особенно востребованы. Креативность уже сейчас занимает четвертую позицию в топе самых востребованных компетенций и, как мне кажется, скоро выйдет на первое место. У ИИ нет опыта взросления, нет травматического опыта — а именно это часто становится топливом настоящего творческого акта. ИИ может помочь тебе как «спарринг-партнер» в поиске идеи, но не может заменить сам акт.
На мой взгляд, еще один ключевой навык последних лет — способность удивляться. Важно его не терять. Как сказал мне однажды Гарри Яковлевич Бардин (художник-мультипликатор, создатель «Летучего корабля» и обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за фильм «Выкрутасы»): «Анимация начинается с вопроса: “А что, если?”». А что, если бы рыбы могли говорить? Именно через «А что, если?» рождались великие идеи. И чтобы эта фраза продолжала звучать, мы не должны терять в себе ребенка.
Разница поколений
В 20 и в 40 лет мы приходим в креативные индустрии с разными задачами. Кто-то впервые пробует себя в новом, кто-то — переосмысляет путь. Я руковожу университетом, который помогает человеку раскрывать потенциал в любом возрасте. Нам не важно, когда ты начинаешь — в 8 или в 48. Главное — начать и продолжать.
Могу с уверенностью сказать, что зумеры с легкостью осваивают AI-инструменты, игровые движки и другие цифровые среды, мгновенно подхватывая тренды и переключаясь между задачами. Однако за этой живостью кроются и слабости. Терпения у зумеров часто не хватает — им нужен быстрый результат, иначе энтузиазм угасает. Поколение 40+ умеет доводить работу до конца. Их отличает глубокое понимание процессов, вдумчивость, но и несколько меньшая готовность к риску.

Degree Show 2025
У нас учатся люди всех возрастов. Молодые приходят за опытом, взрослые — за переизобретением себя. После 35 часто рушится все, что строилось на родительских установках. Приходится искать, кто ты на самом деле, и строить новую идентичность. Часто это слэш-карьера — комбинация профессий и ролей.
Подростки уже в 15 лет приходят к нам с проектами, но при этом остаются очень уязвимы. Мы открыли среднее образование — Московский креативный техникум, в том числе потому что увидели в нем потребность. На мой взгляд, одна из первых задач образования — дать попробовать, нащупать, понять и сформировать личную мотивацию к тому, чтобы что-то создавать. Поэтому мы строим техникум как пространство, где образование начинается не с абстрактной теории, а с действия. У студента есть проект, у проекта — задача, и под эту задачу подтягиваются знания, инструменты, контекст. Мы переворачиваем пирамиду: не от общего к частному, а наоборот. В нашем формате среднее профессиональное образование — это профессиональный старт для тех, кто хочет быстро, уже в 18-19 лет, войти в индустрию и работать. Мы готовим «дуеров» (от англ. do — делать). Но делают они не просто руками — а с пониманием: зачем, для кого и в каком культурном поле.
Важность признавать свою уязвимость
Сегодня под выгоранием все чаще понимают неготовность справляться с трудностями. Любой вызов воспринимается как нечто ненормальное. Кажется, что если тебе тяжело, неприятно или ты не испытываешь постоянного кайфа от процесса — значит, пора что-то менять. Работу, команду, жизнь. Но ведь это не так. Социальные сети и мы сами, поколение миллениалов в том числе, создали иллюзию, что жизнь — это бесконечный поток вдохновения, легкости и удовольствия.
К сожалению, авторы красивых картинок в соцсетях не рассказывают, сколько стоит успех: бессонные ночи, часы терапии, годы обучения, постоянная работа над собой. Видна только внешняя сторона: успешная, счастливая, все успевающая. Но это не идеальная жизнь — это результат колоссальных усилий, которые остались за кадром. И когда мы честно делимся ценой своих достижений, перестаем быть идеализированным образом, мы снова становимся людьми. Теми, кто сталкивается с неудачами, кто болеет, плачет, бывает в плохом настроении. И это нормально.

Moscow Music School Festival
Когда спрашивают, что можно изменить в командах — ответ простой: лидеры должны позволить себе уязвимость. Признать: «Я человек. Мне бывает тяжело. Я тоже ошибаюсь». И тогда люди вокруг, в том числе представители молодого поколения, снимают доспехи. Именно в этот момент начинается настоящий разговор, и появляется пространство для понимания, поддержки, роста.
Важно учиться говорить честно. В моей команде, например, есть простое правило: вы можете ошибиться и прийти об этом рассказать. Это не значит, что я обниму и поглажу по голове. Это значит, что моя задача — отреагировать по-взрослому: честно, эмоционально, но соразмерно произошедшему, а ваша — выдержать мою реакцию. Потому что мы не в детском саду, и я не ваша мама, я не переделаю за вас работу. Потому что вы — взрослые. И если ошиблись, то должны прийти не только с признанием, но и с предложениями, как это исправить.
Запрос на креативное лидерство
Сегодня креативным индустриям необходим новый тип лидерства — не иерархический, а рождающийся из доверия команды. Лидером не назначают — лидером человек становится тогда, когда за ним готовы идти. Настоящее лидерство в креативной сфере — это способность вдохновлять, быть рядом, вести за собой. Но при этом не подменять собой всех и не превращать рабочий процесс в систему зависимости, где один человек несет ответственность за всех.
Креативное лидерство — это не про контроль, а про сотворчество.
Это когда каждый участник команды занимает свое место, берет на себя часть ответственности и справляется с ней на высоком уровне. Только такое распределенное, совместное лидерство способно выдерживать темп современного мира.

Degree Show 2025
Ведь креативные индустрии — это не просто часть экономики, а инструмент мягкой силы. Через них мы рассказываем миру, кто мы такие. Что такое современный русский дизайн, русское кино, русская архитектура, музыка, гостеприимство? Как звучит наш голос в мировом культурном поле? Чтобы этот голос стал слышен, нужны не только талантливые творцы, но и продюсеры, маркетологи, люди, умеющие выстраивать процессы, масштабировать идеи, выводить проекты на международный уровень. И у нас для этого есть все ресурсы: сильные технологические решения, богатая культурная база, способные люди. Все это — мощная основа для развития креативной экономики не только в запланированных рамках, но, возможно, и опережающими темпами. И, кажется, именно сейчас мир устроен так, что у нас есть реальный шанс этим воспользоваться.
Фото на обложке: показ спектакля «Степь» студентов программы «Сценография» в ГРАУНД Солянке. Портрет Марии: Алексей Никишин. Все фотографии предоставлены пресс-службой университета креативных индустрий Universal University.