design mate
Design Mate x Архстояние

Летопись Архстояния

В 2006 году художник Николай Полисский исключительно шутки ради собрал своих друзей-архитекторов, чтобы создать серию арт-объектов в Никола-Ленивце. Что из этого вышло, мы с вами отлично знаем: шутка превратилась в самый масштабный в стране фестиваль ландшафтныx объектов «Архстояние».

«Архстояние» — это пример того самого экспериментального, авторского, рискованного подхода в архитектуре и культуре, который полностью противопоставлен «оптимизированному» мышлению. Это площадка, где рождаются неожиданные смыслы, где дизайн не сводится к утилитарности, а архитектура — к квадратным метрам.

Эта летопись — попытка объять и реконструировать путь, который фестиваль и его команда прошли за два десятилетия. Знаковые арт-объекты, взгляд изнутри, забавные истории и самые яркие моменты: предлагаем вам погрузиться во вселенную «Архстояния» вместе с нами.

Хроника

2006

«Сарай» — знаковый объект первого «Архстояния». Команда бюро МЕГАНОМ вдохновилась старым, покосившимся сараем, случайно увиденным на территории арт-парка Никола-Ленивец. Особенно примечательно, что проект реализовали без чертежей. В «Сарае» предусмотрено около 50 000 небольших отверстий, создающих игру солнечных зайчиков. Кураторы проекта — Антон Кочуркин и Юлия Бычкова.

2007

«Граница империи» Николая Полисского — это вертикальные скульптуры, которые стоят посреди поля и создают в нем напряжение. В этом проекте художник продолжает тему вымышленной археологии и мифов. Второе «Архстояние» — дебют самого Полисского в качестве автора арт-объекта для фестиваля.

2008

Тема «Архстояния»-2008 звучала как «Ноев Ковчег». Команда решила сделать фестиваль на воде — буквально сплавить арт-объекты по реке Угра. Одним из участников этого парада плотов стал объект «КОНДОДОМ» Тотана Кузембаева. Его соорудили из 92 пластиковых контейнеров IKEA: они выступили основной для стен и предметов интерьера. После фестиваля «КОНДОДОМ», как и другие объекты, остался в Никола-Ленивце и превратился в гостевой дом.

2009

В 2009 году организаторы провели первый мультимедийный эксперимент. В рамках темы «Вне земли» команда под творческим руководством куратора Антона Кочуркина решила освоить новые территории — и пригласила для этого художников Алексея Шульгина и Аристарха Чернышева, основателей арт-проекта Electroboutique. Вместе они создали «Воздушный порт» — масштабное информационное табло с расписанием рейсов выдуманного аэропорта, которое расположилось прямо посреди леса.

2010

2010 год знаковый для фестиваля прежде всего потому, что команда впервые приглашает внешнего куратора. Им становится Олег Кулик, который предлагает авторам экспериментировать только в плоскости земли, чтобы максимально раскрыть этот ресурс лэнд-арта. Так, группа «ВАВИЛОНСКАЯ ЯМА» реализовала проект «Падение в колодец», посредством которого зрители могли погрузиться внутрь самих себя.

2011

В 2011-м сарай вновь вернулся на фестиваль, но уже в качестве главной темы. Команда провела масштабный конкурс и выбрала пять ярких интерпретаций канонического примера деревенской архитектуры. Среди них «Сарай Сараев» — проект арт-группы MISSISSIPPI, — который и оказался лучшим.

2012

Архитектор Борис Бернаскони создал объект «Арка» для фестиваля 2012 года. Автор заложил в него сразу несколько функций — портала, собственно триумфальной арки, а еще смотровой площадки, бара и колодца. Гости фестиваля могли подняться на самый верх объекта по винтовой лестнице.

2013

В 2013 году северная часть парка Никола-Ленивец под названием «Версаль» переживает активное развитие. Вместе с приглашенным куратором Катей Бочевар команда выбрала в качестве основной темы «Выход из леса» и пригласила к участию рекордное количество авторов. Однако этот фестиваль запомнился не только арт-объектами, но и перформансами — в том числе авторства Филиппа Григорьяна и Валентина Цзина, созвучного теме.

2014

Объект «Ленивый Зиккурат» стал попыткой проектной группы «Поле-дизайн», как они сами говорят, сделать недеревянную «неархитектуру» и вспомнить азартное желание всех строителей башен достать до неба. С вершины 22-метровой постройки открывается вид на территорию «Версаль» и часть арт-парка Никола-Ленивец.

2015

2015-й — год художественного вмешательства команды фестиваля в ландшафт деревни Звизжи. Архитекторы-участники вдохнули новую жизнь в ее забытые общественные и социально значимые пространства. Таким образом организаторы вернулись к истокам и стремились подчеркнуть привлекательность деревни. Яркая интервенция — проект бюро Archpoint, которое переделало вход в ДК «Звизжи».

2016

11-й фестиваль был посвящен теме «Убежище». В том году бюро Wowhaus соединило деревню Звизжи и новую территорию арт-парка Никола-Ленивец при помощи моста. Визуально он напоминает возведенный более ста лет назад мост через залив Ферт-оф-Форт у восточного берега Шотландии. Команда во главе с Олегом Шапиро описывает творение как медитативный объект и многослойное высказывание.

2017

Художники и архитекторы фестиваля 2017 года пытались найти ответ на многогранный философский вопрос «Как жить?». Их размышления воплотились в конуре, кибитке, сотне кострищ и доме с люстрой. Последний, созданный архитектурным бюро «ХВОЯ», — это уютная постройка, скрывающая жизнь обитателей от посторонних глаз.

2018

В этом году на фестивале был представлен объект авторства Александра Бродского — одно из его последних творений. «Вилла ПО-2» построена из бетонных заборных плит ПО-2, а внутри выполнена полностью из дерева. Художник задумал этот гостевой домик на все времена года — несмотря на компактный размер, он вмещает в себя до четырех человек.

2019

«Архстояние»-2019 объединило 321 участника, что отразилось в говорящей теме — «Территория для 321 исполнителя». В этом году свой новый объект представил Николай Полисский. Его «Угруан» — это «живопись в полный рост» и самый многоцветный объект фестиваля. Объект строили три года, что официально сделало его самым масштабным долгостроем арт-парка.

2020

15-летие фестиваля отмечали с размахом: в рамках темы «Лень» свои объекты создали современные художники Игорь Шелковский, Алексей Лука, Иван Горшков и другие авторы. «Красный лес» Шелковского стал одним из немногих цветных объектов арт-парка. Ярко-красная конструкция контрастирует с зеленым лесным пейзажем.

2021

В 2021 году свой проект на фестивале представил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сам автор называет «Русское идеальное» глубоко личным проектом; идеальной с точки зрения геометрии и материалов трубой с блестящей поверхностью, внутри которой оборудована жилая ячейка. Павильон представляет собой полноценный жилой дом.

2022

Художники 17-го фестиваля размышляли на тему «Счастье есть?». Тотан Кузембаев попытался ответить на этот вопрос в объекте «Мавзолей мечты» — 29-метровой башне, сложенной слоями из разных материалов: от костей животных до пластика, кирпича и битого стекла. По словам автора, объект олицетворяет человеческие и природные жертвы, принесенные людьми во имя великой мечты.

2023

«Павильон заблуждений» Ирины Кориной, созданный к фестивалю 2023 года, — это лабиринт, построенный из натянутых принтованных тканей, живых деревьев и специально сшитых палаток. Сюрреалистичный дом-мираж представляет собой пограничное пространство между прошлым и будущим, «между предчувствием и воспоминанием, в настоящем не способное укрыть от внешнего мира».

2024

В 2024 году одним из хедлайнеров фестиваля, посвященного теме «Мы», стал Николай Полисский. Он переосмыслил концепцию, придуманную им более двадцати лет назад — в результате в его павильоне разместились одновременно фестивальный лекторий и действующая баня. Объект стал хитом фестиваля — а теперь в нем могут остановиться все желающие.

Голоса

Юлия Бычкова

Юля Бычкова

Мое первое «Архстояние» было… беременным.

Самая удивительная и самая странная история случилась с нами в 2010 году.

«Архстояние» — это очень смелая и сумасшедшая идея.

Через 20 лет я по-прежнему вижу «Архстояние» главным архитектурным природным фестивалем страны.

Антон Кочуркин

Антон Кочуркин

На первом «Архстоянии» мы собрали весь архитектурный свет.

Один из гостей фестиваля как-то спросил меня: «Почему вы не ставите объекты в ряд, вдоль дороги?»

В 2009 году мы превзошли самих себя.

Через 20 лет я по-прежнему вижу «Архстояние» главным архитектурным природным фестивалем страны.

Николай Полисский, художник

Николай Полисский

В 2006 году я решил подарить все то, что использовал как личную базу художника, остальному миру.

На мой взгляд, в нашей огромной стране очень важно осваивать пустые земли.

Я хочу, чтобы «Архстояние» оставалось важным центром мысли об искусстве.

Мифы

Лето 2001-го. Тракторист Доллар, сено и башня

Говорят, на пути к «Маяку» перевернулся трактор с сеном — его везли для строительства «Сенной башни» Николая Полисского. Сено спасли, тракторист по прозвищу Доллар стал героем дня, а местные женщины потом ещё долго обсуждали, как перепугались за своих. Вот она — великая стройка в Никола-Ленивце.

Весна 2016.
Когда сама Угра против

В ответ на покушения людей на целостность территории Никола-Ленивца и его создателей, природа встала на его защиту. За пару дней до визита «темных сил» Угра вышла из берегов, затопив всё вокруг. Поля, дороги, подходы к арт-объектам — всё ушло под воду на неделю. Злопыхатели так и не приехали, а художники продолжили свою работу.

Лето 2008. Первый костёр в поле

Алексей Кочуркин по просьбе брата Антона разжёг костёр — чтобы обозначить место будущего палаточного городка. Навигации тогда не было, а людям нужно было как-то ориентироваться после заката. Сигнальное пламя, озаряющее поле, казалось лучшим решением. Правда, костёр получился скромным — издалека его почти не было видно, и городок в итоге вырос не совсем там, где планировали.

«Пищевое» искусство и начало традиции

«Сенная башня» — один из первых объектов в парке и сразу легендарный. 25 тонн сена, которые задумывались как корм для скота, коровы доесть не успели. Весной башню сожгли — получилось мощно. Так родилась традиция: теперь каждую Масленицу в Никола-Ленивце сгорает арт-объект, а в огненный хеппенинг вплетается концерт. На «Архстоянии» без огня тоже не обходится — ста костров и живая музыка под ночным небом стали визитной карточкой события.

Телец без… причуд

Весна 2016-го. У «Позолоченного тельца» исчезла одна важная деталь — подвешенные на цепях бочки с палкой, которые по задумке художника символизировали «причиндалы» быка. Их любили использовать как качели, но однажды они просто пропали. Кто украл и зачем — загадка до сих пор. Возможно, как арт-объект, они продолжают жить где-то в другом контексте.

Где теперь дом дяди Коли?

На месте кафе «Угра» когда-то стоял дом местного бригадира дяди Коли Бабина — человек-эпоха, человек-«товарищ». Его речевые обороты стали фольклором: «Товарищи, мы, вот, должны посеять, товарищи, и пусть товарищ долгоносик все пожрет, мы, товарищи, все равно должны обязательно посеять». Большая была семья, уважаемая. Теперь — лишь воспоминание, да точка на карте нового мира Никола-Ленивца.

Открытый микрофон

Михаил Скворцов участник «Архстояния» в составе архитектурного бюро Manipulazione Internazionale в 2011, 2012, 2023 и «Архстояния Детское» в 2015

В 2011 году, когда мы создавали для «Архстояния» свой первый объект «Сарай сараев», случился страшный ураган. Все палатки, в которых жили волонтеры, оказались разорваны в клочья, и единственным пригодным для жилья местом оказался как раз наш объект. В итоге все, кто помогал создавать фестиваль, разместились внутри. Это была замечательная ночь — ночь единства и большого звездного неба.

Иван Горшков участвовал в фестивале один раз

Мне больше всего запомнился монтаж и, в частности, пуленепробиваемое спокойствие организаторов, особенно Юли Бычковой. Когда работаешь на лоне природы, есть очень много факторов, которые от тебя не зависят. Для меня она — пример стойкости, находчивости и профессионализма.

Дмитрий Шабалин участник «Архстояния Детское» в 2023 году

Создание тотемов стало настоящим праздником — от идеи «вращающихся механизмов счастья» до спонтанной, яркой раскраски, словно перед вами детский конструктор. Мне нравится наблюдать, как дети крутятся на них, словно на сказочной карусели.

Сергей Шеховцов участвовал в фестивале два раза

Мое самое яркое впечатление — первое посещение Никола-Ленивца и ощущение, будто ты попал в живопись Васнецова. Меня поразило количество людей, которые заполняют каждый сантиметр этого места. Это место какое-то волшебное, ни с чем не сравнимое.

Дарья Шейкина

Обожаю магию людей Никола Ленивца. Я еду уже пятый раз и каждый раз меняется состав компании. Это прекрасное отображение течения жизни, когда сам выбрал стабильную точку. Для меня ежегодная поездка на «Архстояние» настолько константа, что при выходе на работу в новое место я сразу же договариваюсь об отпуске именно в этот период.

Сергей Дворецкий волонтер с пятилетним стажем (2018-2022)

Это был фестиваль 2019 года, кульминационный вечерний спектакль "Офелия" на Маяке. На холме перед Маяком собирается несколько тысяч зрителей. Начинается спектакль, кричим "Привет Никола-Ленивец!!!". Ждем своего выхода. С правого берега Угры запускаем плот с горящим на нем костром и плывем на нем к Маяку.

Ира Малкович участвовала девять раз

Помню, как-то раз нужно было довезти огромную стопку палетов. Машин всегда не хватает, а в тот год был Паша на пикапе. Я имею в виду автомобиль. Мы погрузили паллеты и поехали. Поскольку крепить было нечем, мы с Серегой Дворецким встали по краям кузова и держали паллеты собой. Было круто, ни один не потерялся.

Настя Бартенева куратор волонтеров

В прошлом году в Никола-Ленивце появился новый пёс — мы называли его Полкан. Он был невероятно ласковый, но с таким запахом, что люди его ласки избегали. Тогда мы решили: вымоем Полкана. Нам привезли собачий шампунь, мы приготовили всё — даже костюмы из мусорных пакетов. Но руки дошли только в последние дни… А Полкан — исчез. Кажется, грустный конец, но нет. Ребята договорились обязательно вернуться в следующем году и закончить начатое. Так у нас уже есть первое волонтерское дело на будущее.

Сергей Семин волонтер и куратор волонтеров

В 2015 году я нашёл Никола-Ленивец. В 2016 — волонтерство и «Архстояние». В 2017 на волонтерстве я нашел нож-бабочку. С 2020 по 2023 год я нашёл 186 человек волонтеров для фестиваля. В 2023 году на «Архстоянии» я нашел любовь. Здесь каждый найдет что-то для себя.

Виктория Березнева едет на «Архстояние» в пятый раз

В 2023 году на «Архстоянии» была заявлена очень интересная тема — «Игра в предсказания». В конце планировалось захоронение капсулы предсказаний — большого строительного вагончика. Наш друг передал нам для захоронения свою социальную карту, 100 рублей и жвачку. После захоронения капсулы я обнаружила все эти реликвии у себя в кармане, я просто забыла их вложить в капсулу! Теперь эти вещи хранятся в тайне от друга у нас дома, напоминая о том, что через 20 лет мы вернемся в Никола Ленивец и раскроем другу тайну своего провала.

Марселиаз Иероклис едет на «Архстояние» в пятый раз

Самый запоминающийся момент случился в 2022 году, когда на огненной сцене выступала музыкальная группа, танцуя в том числе руками. Это был язык жестов, потому что на первых рядах сидели глухонемые люди. Все это гармонично сплеталось с песнями и танцами.

Любовь Л.

Два года назад умер мой муж, и тогда я поняла, что не имею права откладывать жизнь и мечты. Съездила в Териберку, на следующий год запланировала «Архстояние». По жесткому року, у знакомой тоже умирает муж, у всех шок, я еду одна. Сначала было одиноко среди тысяч людей, но коллективные действия сотворили чудо: приехало «Я», а уехало «Мы». Теперь Архстояние и Никола Ленивец — это моя любовь, еду второй раз уже в своей стае — Кемпа одиночек.

Аня Борхес гость и журналист

Архстояние – мой самый любимый российский фестиваль! Здесь я посадила свое первое дерево (ну ладно, мяту), толкала застрявшую на проселочной дороге кибитку (арт-объект), участвовала в похоронах огромной мухи (перфоманс), мерзла на рейве и пробиралась через болото ночью к машине (и поэтому во второй раз уже ездила с палаткой). Нежно люблю Ротонду и Вселенский разум, а также скромный Дом с люстрой – который поставили в год моего первого Архстояния, потому считаю, что у нас с ним особая связь.

Архстояние – это не только арт-объекты, но и личные маршруты и истории.
Если у вас есть воспоминание, которым хочется поделиться: короткая сцена, сильное впечатление, момент, который остался с вами – расскажите о нем!
Всего пару предложений, и ваше имя навсегда станет частью «Летописи Архстояния».

АрХХстояние

Юбилейное «АрХХстояние» пройдет с 25 по 27 июля. В этом году фестиваль курирует Василий Бычков, генеральный директор компании «Экспо-Парк Выставочные Проекты» и основатель выставки-форума архитектуры и дизайна «АРХ МОСКВА». В рамках темы «Моё главное» территория арт-парка Никола-Ленивец на три дня превратиться в иллюзорный «Белый город», который станет проекцией для мыслей о самом главном. Все арт-объекты и инсталляции будут белого цвета.

ЛифтДарья Ивашкина

То, что мы привыкли видеть в городе каждый день — кабина лифта, небольшое пространство площадью не более 2 квадратных метров — станет началом вашего путешествия по «АрХХстоянию». Куда вы решите поехать, вверх или вниз? В компании друзей или незнакомцев? Попадая в лифт, вы проведете внутри всего три минуты, прежде чем сможете выйти наружу. Иммерсивная инсталляция имитирует технический сбой — мерцают лампы, что-то скрепит, освещение внезапно гаснет. Достаточно ли этого времени, чтобы исследовать собственные страхи и можно ли выйти другим человеком?

Исправительное учреждениеВалерий Лизунов и Archpoint

В отличие от реальных исправительных учреждений, в Никола-Ленивце в заточение попадают добровольно и коллективно. Здесь диктует не общество, а личность — вы сами выбираете, какие пристрастия и мысли хотите исправить, а у других есть возможность наблюдать за вашей трансформацией. Первые 18 человек, попадающие внутрь арт-объекта, попробуют переосмыслить сделанное и сказанное, другие же 18 — станут вуайеристами-надзирателями в игре, где нет ни правил, ни сценария.

ШколаМихаил Бейлин, Виктор Крылов, Олег Шулика, Sitizenstudio, Studio911

Ни один город, даже символический, не может обойтись без школы. В «Лесной школе», похожей на заблудившиеся в лесу парусные лодки, будет работать шесть мастерских, где взрослые и дети будут делать поделки под руководством преподавателей архитектурной школы макетирования Studio 911. Все работы будут выставляться в открытом дворике-патио, а самый большой парус на мачте станет полотном для масштабной картины.

МузейНаринэ Тютчева

Команда арт-парка давно думает над созданием музея истории Никола-Ленивца, но подходит к этому с привычной этому месту иронией. С одной стороны — важно делать зарубки на древе времени, с другой — не заключать искусство под стекло, не привязываться, а с легкостью отпускать. Арт-объект Наринэ Тютчевой своими пропорциями повторяет Парфенон — всемирно признанный символ музея. Поднимаясь в него по лестнице, вы внезапно окажетесь в песочнице — с палочками, камнями и маленькими граблями. Песок сохранит следы вашего присутствия, но лишь до тех пор, пока не придет кто-то еще.

Площадь церемонийАрхбюро Megabudka

Церемониальная площадь — неудобный арт-объект. C одной стороны он ориентируется на архитектурную доминанту места — «Ротонду» Александра Бродского — с другой, ведет себя вызывающе: нарушает все привычные оси парка, мешает трафику и даже нагло залезает в лес. Здесь будут проходить все формализованные «торжественные» церемониипрезентации кэмпов сообществ, а также местом, где гости фестиваля смогут оставить послания «о самом главном», отдав их таинственной бабушке с ведром. Куда они отправятся? Узнаете на месте.

ОбительМихаил Белов

Прибежище для взрослых, которые были детьми, и детей, которые станут взрослыми. Издали кажется, что это монастырь или ковчег, вблизи же взгляду открываются «воспарившие» четырехскатные кровли, увенчанные псевдоготическими башенками. Пространственная инсталляция от одного из основоположников «бумажной архитектуры» станет местом, укрывшись в котором — от буйства ли стихии, от городского ли хаоса, а то и просто от жизненных неурядиц — разные поколения обретут кров над головой, настил под ногами и душевный покой. Главное условие — отложить в сторону любимые гаджеты.

8 башенВасилий Бычков

Пространственно-звуковая инсталляция, созданная в рамках партнерства с «АРХ МОСКВОЙ». Каждая башня — место индивидуального созерцания и погружения в мир идей выдающихся философов от Аристотеля до Цицерона. Вы лежите на сене и смотрите в небо — тело расслабляется, пока работает разум.

ГорсоветБорис Орлов, Сергей Шеховцов, Сергей Яралов

Художественный образ этого места — музыкальный орган, мистический и многоголосый, воодушевляющий толпы. В лесной тишине он напоминает то светильник с тысячью свечей, то гигантский букет, то неопалимую купину. Арт-объект станет площадкой принятия важных решений и прототипом городского совета. Но вместо музыки здесь зазвучат голоса гостей фестиваля. После фестиваля объект пополнит постоянную коллекцию парка.

PolygonАлександр Штанюк

Ландшафт-мираж и один из самых масштабных проектов «АрХХстояния». Арт-объект, победивший в открытом конкурсе «Поле моей мечты», станет финальной точкой путешествия по метафорическому «Белому городу». 500-метровая сеть накроет поле, не повредив его и не нарушив ландшафт. Инсталляция, сотканная из 150 километров полипропиленового шнура, будет подниматься и опускаться с помощью подъемников, образуя новые линии, а ночью светиться, создавая низкополигональный мираж.

18 тысяч специалистов читают про дизайн и архитектуру в Telegram канале Design Mate