
Гармоничная деревянная архитектура Тотана Кузембаева
Тотан Кузембаев — признанный мастер деревянного зодчества. Вне зависимости от масштаба, будь то художественная инсталляция, частный дом или общественное сооружение, его работы отличаются глубоким уважением к материалу и продуманным содержанием. Вспоминаем путь и знаковые проекты мэтра, практика которого балансирует на стыке традиций и современности, а также неизменно акцентирует внимание на гармонии зданий и окружающей среды.
Тотан Кузембаев родился в 1953 году в Казахстане, а его детство прошло в постоянном кочевничестве. Архитектура, как он сам признавался, пришла в его жизнь случайно. После окончания МАРХИ по специальности «Градостроительство» в 1982 году, где параллельно с учебой Кузембаев активно участвовал в международных конкурсах, он экспериментировал с разными материалами, а свой путь к строительству полномасштабных зданий начал с создания небольших объектов — каминов и лестниц. В 2002 году он основал одноименное бюро, которое специализируется на частных и общественных зданиях. Проекты Архитектурной мастерской Тотана Кузембаева удостоены престижных российских и международных наград, включая Dedalo Minosse International Prize, Building Awards, European Property Awards, «Золотое сечение», «Зодчество» и АРХИWOOD.
Метод
Один из ключевых принципов работы Тотана Кузембаева и его команды — архитектура без стереотипов. Приступая к любому объекту, архитектор рассматривает его как уникальный и тщательно изучает индивидуальные особенности локации. Так, при строительстве дома команда стремится сохранить уникальные ресурсы участка, в том числе буквально вписывая постройку между деревьями и другими элементами ландшафта. Немаловажной особенностью проектов бюро остается экологическая устойчивость: Кузембаев не раз отмечал, что дерево само по себе гораздо экологичнее, чем железо или бетон, наносящие больший вред природе.
Дом «Десятая Лунка». Фото: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Помимо использования натуральных материалов и нетоксичных покрытий, Тотан Кузембаев уделяет внимание созданию естественной вентиляции внутри зданий: такой подход устраняет необходимость в системах кондиционирования, а значит, делает сооружение более энергоэффективным.
Никогда не бывает так, чтобы я просто сел и придумал дом, оторванный от места. Дом вырастает постепенно — из своего участка и функции.Тотан Кузембаев из интервью изданию «Архитектурный вестник»
Натуральный материал предполагает, что со временем здание будет естественным образом меняться. По словам Кузембаева, в этом и заключается прелесть его архитектуры — она живет и развивается вместе с человеком. Дома по его проекту кажутся легкими, воздушными и простыми. Они намеренно лишены декоративных элементов: такой подход позволяет добиться визуально чистой и открытой конструкции, наилучшим образом отражающей естественную красоту материала.

Дом «Пазл». Фото: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Коммуникацию между архитектором и заказчиком — неотъемлемую составляющую любого проекта — Кузембаев рассматривает как творческий диалог, который становится катализатором оригинальных и свежих идей.
Проекты
Красные гостевые домики Курорт ПИРогово, 2003
Фото: Илья Иванов
Знаковый проект архитектора и одна из первых работ в портфолио его мастерской — Курорт ПИРогово. В рамках него Тотан Кузембаев разработал в том числе гостевые домики — своеобразные жилые капсулы, которые были собраны заранее и доставлены на участок уже готовыми. По задумке автора, такое решение позволило минимально затронуть природные условия локации. Несмотря на компактный размер, продуманный с целью меньшего энергопотребления, планировочное решение домиков позволяет жильцам наслаждаться видом на лесной пейзаж практически из любого помещения.
Дом «Телескоп» Пансионат «Клязьминское Водохранилище», 2004
Фото: Илья Иванов
Дом «Телескоп» площадью 128 квадратных метров стал вторым экспериментом архитектора с освоением прибрежной территории. Для конструкции стен и перекрытий команда мастерской использовала клееную древесину, а для наружной отделки — лиственничные щиты с последующей обработкой. Кровля здания выполнена из меди, в то время как во внутренней отделке преобладают древесина ироко и натуральный камень.
Мавзолей Мечты Парк Никола-Ленивец, 2022

Фото: Никола-Ленивец
В разные годы Тотан Кузембаев создавал объекты для фестиваля «Архстояние». Один из них — «Мавзолей Мечты», метафорическое рассуждение о том, на что на самом деле опираются человеческие мечты. В данном случае — на говяжьи кости, глину, пластик, кирпич, дырявые металлические листы, бутылки, искусственные цветы и пальмы, вмонтированные в деревянный каркас. Башня высотой 33 метра стала первым арт-объектом на новой территории парка Никола-Ленивец: команда описывает ее как сухопутный маяк, привлекающий внимание издалека.
Ёж Moscow Design Week, 2011
Фото: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Еще один арт-объект в практике Кузембаева был реализован им в 2011 году. «Ёж» — это детская беседка с каркасом из реек, образующих плотную «паутинку», которая по форме напоминает настоящего ежа. Попасть в основную часть объекта, а также на смотровую площадку можно по пристроенной лестнице с крыльцом и специальной мембраной, защищающей от дождя.
Дом Тотана КузембаеваДеревня Лиды, 2020
Фото: Илья Иванов
Собственный дом архитектора представляет собой два параллельно расположенных объема, соединенных друг с другом галереей-балконом. Необычная асимметричная конструкция повторяет незаметный глазу неровный рельеф участка. Из окон (панорамных с одной стороны и узких полосок — с другой) открывается вид на реку, а сам Тотан Кузембаев называет две половины дома «европейской» и «азиатской».
Портрет на обложке: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева.