
7 объектов паблик-арт фестиваля «Заповедное»: выбор Design Mate
До 28 сентября в музее-заповеднике «Горки Ленинские» проходит паблик-арт фестиваль «Заповедное». Экспонаты, созданные более чем 30 художниками, позволяют гостям открыть для себя пространство музея-заповедника с новой стороны. Представленные работы исследуют одну тематику — что такое «заповедное» и каким оно может быть. Мы выбрали несколько эффектных объектов, которые можно увидеть на фестивале.
Сова кричала, самовар гудел Дмитрий Чуйко


По механическому действию объект схож с гонгом, используемым в различных аспектах духовной практики: от ритуальных церемоний до медитативных техник. Его звучание напоминает о непостоянстве всего сущего, очищает пространство от негативной энергии и помогает погрузиться в состояние осознанности. Этот гонг собран из электрических столбов, керамических изоляторов и креплений, неожиданно похожих по форме на элементы буддийской архитектуры. План электрификации России (ГОЭЛРО) был подписан В. И. Лениным именно в Горках, а первая «лампочка Ильича» зажглась в крестьянской избе в соседней деревне, получив ток от усадебной электростанции А. А. Рейнбота и З. Г. Морозовой. Сейчас гонг вместо электричества аккумулирует духовную энергию.
К-объект Гриша JOY


Найденные художником в исторической конюшне на территории музея-заповедника «Горки Ленинские», эти окна и двери уже прожили не одну жизнь. Следуя естественному ходу вещей, когда старое расщепляется, чтобы кристаллизоваться в новое, они собрались в арку, чтобы выполнить, возможно, свою последнюю миссию — стать порталом в заповедное будущее. «К-объект» — метафора перехода в то время, когда все станет совершенным.
Маски Наталья и Денис Лотаревы


Пространство леса пронизано звуковыми вибрациями и световыми колебаниями. Движение соков, электричество, сахар, хлорофилл, токсины, разложение, производство кислорода и симбиоз с грибами — все это сложная система, абсолютно не понятная человеку. Мы можем предположить, что время и пространство для деревьев воспринимаются по-другому, а сознание отдельного дерева может чувствовать некую общность леса. Однако люди склонны измерять и воспринимать лес и в целом окружающий мир своими паттернами. Антропоморфные образы — самый универсальный способ восприятия для нас. Маски — лица деревьев — настраивают на ритуальную мистификацию окружающей природы, некую иконографию, более традиционную и понятную человеческому сознанию.
Вверх, вниз, посередине Аня Салимзянова


Как размываются, переосмысляются и меняют значение элементы личной и исторической реальности, как в разных эпохах и исторических промежутках искажается их интерпретация? Горки — это место, где можно почувствовать движение, турбулентность XX века. Здесь идеи переустройства мира накладываются друга на друга. Одни стремительно развиваются, другие уходят на задний план, а иногда зависают, чтобы вернуться спустя десятилетия. Вера в паровые машины и автоматизированный рай существует параллельно с надеждами на личное, женское счастье. То ли камни, то ли облака пара, то ли пузыри в воде — по форме драгоценных камней в серьгах Зинаиды Морозовой. То, что хранилось в тайне, всплывает в самых разных интерпретациях, одни и те же факты пересматриваются то с восхищением, то с осуждением.
Регрессия памяти Марина Грекова

Процесс появления ржавчины на старых предметах и ее впитывания в ткань схож с формированием и воздействием на человека воспоминаний и триггеров памяти. Со временем они искажаются, трансформируются и уже не могут перенести нас в прошлое. Но дают возможность заново ощутить настроение и эмоции, которые мы испытывали когда-то давно. Вот так и предметы, покрытые ржавчиной, теряют свой первоначальный вид, но мы с первого взгляда узнаем, чем это было в прошлом.
Смейся во ржи! Сергей Катран (инсталляция), Олег Макаров (звук)


Поржать во ржи с лошадьми, живущими в конюшнях Горок, посетители могут под музыкальную композицию Олега Макарова. Переплетенная в неистовую косу из видимого, слышимого, тактильного, инсталляция вовлекает зрителя внутрь, приглашает к взаимодействию — примкнуть к армии диванного войска, привычно лечь на один из диванов, запустить руку в толщу зерен, встретиться с самим собой в неуместной ситуации. Взглянуть под потолок и только теперь заметить кожаную уздечку, висящую там, напоминающую о том, кто отдает команды.
Princess Cаша Нестеркина


В некоторых культурах пальма — священное растение, символизирующее победу жизни над смертью. Карл Линней называл ее «принцессой» в растительном мире. Славился пальмами и дом Зинаиды Григорьевны Морозовой, бывшей хозяйки усадьбы Горки. Каждое лето ее любимые пальмы выставлялись из зимнего сада во двор. Они пережили свою хозяйку, застали В.И. Ленина, его семью, а затем и появление здесь музея. Пальма среди русского леса подобна миражу. Она уже не просто растение, а символ — образ с открытки, фотография в ленте, воспоминания о южной ночи, далеких странах, шуме океана.
На обложке: «К-объект», Гриша JOY. Все фото: Олег Куракин.