
Объект как манифест: 7 дипломных проектов студентов Строгановки
В конце июня во Всероссийском музее декоративного искусства состоялась защита дипломных проектов студентов бакалавриата и магистратуры кафедры дизайна мебели РГХПУ им. С.Г. Строганова. Каждый из представленных предметов стал воплощением диалога нового поколения дизайнеров с выдающимися деятелями культуры, науки и техники. Это обращение к наследию как к живому источнику смыслов особенно символично в год 200-летнего юбилея Строгановской школы. Работы студентов демонстрируют уникальные особенности материалов и технологий, от пластичного войлока и берестяного плетения до 3D-печати из карбона и фарфоровой литофании.
Стол-стеллаж «Диптих» Евгений Свириденко


Евгений Свириденко разработал многофункциональную мебель для главного холла РГХПУ им. С.Г. Строганова. Проект объединяет выверенную эргономику и функциональность с выразительной художественной формой. Концепция основана на гибких элементах, которые позволяют легко адаптировать пространство к образовательным или выставочным целям. Центральный объект системы — «Диптих» — сочетает в себе две ключевые функции: рабочий стол с поверхностью для коммуникаций и обсуждений, а также мобильный стеллаж с полками и выставочный мольберт с креплениями для демонстрации работ.
Карикатурная мебель «Втроем» Полина Борисенко
При разработке своего проекта Полина Борисенко вдохновлялась наследием художественного коллектива «Кукрыниксы». В частности, в основу коллекции лег узнаваемый творческий метод Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, основанный на остром гротеске, социальной сатире и фирменной графической манере. Объекты дизайнера интерпретируют распространенные паттерны поведения людей в общественном транспорте, призывая зрителя к рефлексии и переоценке собственных привычек. Автор использует деформированные пропорции, нарочито неудобные формы и гротескные детали. По задумке Полины, ее мебель может стать частью экспозиционных площадок, где предметы вступают в диалог со зрителем через телесный опыт и иронию.
Табурет «Яблочко» Елизавета Роговская


Елизавета Роговская обратилась к конструктивным решениям дизайнера советской игрушки Льва Сморгона. Автор интегрировала в табурет «Яблочко» подвижное шарнирное соединение элементов — одно из его главных изобретений, совершившее революцию в индустрии игрушек. По словам дизайнера, такое решение позволило привнести в процесс взаимодействия с предметом игровую и кинетическую механику. Табурет и другие предметы в коллекции выполнены из пластика методом 3D-печати. Елизавета стремилась наделить объекты наивным характером, присущим тем самым ностальгическим игрушкам.
Бюро-секретер «Мастер» Алина Федянина


В своем проекте Алина Федянина исследовала литературное и театральное наследие Михаила Булгакова. Так, отправной точкой работы выступил бюро-секретер, за которым знаменитый писатель создавал свои последние произведения. В результате получился предмет, наполненный символами и аллюзиями к образам Булгакова. Дизайнер предусмотрела в конструкции скрытые отделения и загадочные механизмы, а также синхронизировала систему открывания столешницы с автоматическим подъемом освещения. Внутренняя поверхность рабочего места окрашена эмалями в технике лайерит, разработанной мастером кафедры дизайна мебели РГХПУ им. С.Г. Строганова Николаем Николаевичем Грязневым.
Коллекция «БЫЛЬ» Мария Малкина


Коллекция «БЫЛЬ» создана по мотивам творчества русского художника Ивана Билибина. Через предметы мебели Мария Малкина стремилась погрузить пользователя в атмосферу сказки. Проект сочетает вековые традиции мастеров берестяного промысла и графические особенности «билибинского» стиля в контексте современного домашнего пространства. Дизайнер выбрала бересту в качестве основного материала за ее способность хранить историю и передавать тонкие отсылки к символике и образам русского народного творчества. Косое и прямое плетение из берестяных лент позволило создать функциональные формы для хранения, прикрепленные к каркасу ширмы.
Коллекция «Третьяковъ» Анастасия Моисеева


В капсульной коллекции мебели автор переосмысляет социокультурное наследие Павла Третьякова. Проект состоит из буфета, кресла и напольного светильника. В основу их визуального языка легли метафоры, связанные с жизнью и деятельностью Третьякова: ткань как символ мануфактуры, катушки и нити как образы ремесленного труда, элементы музейной архитектуры и сдержанная эстетика как отражение его характера. По словам Анастасии, выбранные материалы — натуральное дерево и лен, — а также декоративные детали и ручная отделка отличаются ценностью и долговечностью.
Кресло «АНТ-25» Антон Турков
Предмет отсылает к инженерному прорыву советской авиации 1920–30-х годов и, в частности, к фигуре Валерия Чкалова. По задумке Антона Туркова, его кресло становится скульптурной метафорой подвига экипажа АНТ-25, совершившего беспосадочный перелет через Северный полюс. Аэродинамический силуэт воплощает принципы визуальной динамики и легкости полета, а плавные линии будто погружают пользователя в кабину воздушного судна. В процессе изготовления объекта были задействованы технологии холодного формования, шрикинга, стретчинга и раскатки — все они позволили раскрыть свойства листового алюминия в сложной форме.
На обложке: коллекция «БЫЛЬ», Мария Малкина.Все фотографии предоставлены кафедрой дизайна мебели РГХПУ им. С.Г. Строганова.